17 октября 2021 года в Филиале «Центр развития образования» ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ» в формате Zoom-конференции состоялась Панорама образовательных практик: «Педагог в цифровом пространстве» для руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования, и лиц, ответственных за информатизацию образовательного процесса. В Панораме образовательных практик приняли участие 54 образовательных организации.
Соорганизатором и участником Панорамы выступил научно-педагогический сетевой видеожурнал «Гостинная Штоля» (http://stoll.spb.su/), который предоставил Зал персональной конференции (г. Санкт-Петербург).
На этой конференции я поделился опытом использования CLASSCRAFT как средства мотивации обучающихся колледжа.
Вот уже почти два года наш колледж активно использует образовательную платформу Google Classroom как дистанционную платформу для проведения занятий во время ограничений на посещение колледжа обучающимися. У нас уже выработана система, в которой каждый преподаватель имеет целый набор курсов по своим предметам для обучающихся разных групп. Все обучающиеся имеют свои Google аккаунты.
В ходе разработки заданий преподаватели постоянно ищут различные интерактивные методы проведения дистанционных занятий используя такие сервисы как Live Worksheets или Learning Apps. Одним из них стал интересный проект Classcraft, который разработан в партнёрстве с Google for Education.
Что такое Classcraft? Classcraft — это условно бесплатная образовательная ролевая онлайн-игра, в которую преподаватель и обучающиеся играют на занятии. Используя принципы современных игр, она дает обучающимся возможность повышать свой уровень, работать в команде и получать навыки, которые можно применить в реальном мире. Будучи игровым фоном для учебной программы, Classcraft полностью преображает образовательный процесс.
Здесь идёт борьба не за оценки. В награду участник получает очки опыта, за которые можно открывать новые способности: например, задать вопрос на экзамене или исправить плохую оценку. Часто опаздывает? Значит, в битве несдобровать, и, в конце концов, можно даже остаться после занятий.
В Classcraft играют командами по пять или шесть обучающихся на протяжении всего учебного года. Каждая команда имеет свой герб, название и игровой фон. От совместных действий выгоду получает вся команда, и все участники учатся принимать во внимание нужды других игроков прежде, чем действовать самим.
Впервые Classcraft была применена в рамках предметной декады общеобразовательных дисциплин.
Classcraft очень активно интегрируется с платформой Classroom, поэтому чтобы добавить всех обучающихся в игру достаточно было просто импортировать учетные записи обучающихся. После этого они получили коды приглашения для вступления в игровую комнату. Игра предлагает красиво оформленные приглашения с кодами для обучающихся, а также их родителей, которые могут следить за прогрессом своих детей. И некоторые родители приняли эти приглашения. После входа в игру каждый обучающийся создал своего персонажа, в процессе чего был выбран игровой класс: воин, целитель или маг и их начальные способности и навыки.
В основе игры лежит система наказаний и поощрений. По умолчанию игра предлагает уже готовые варианты, такие как наказание за опоздание на урок, не выполненное задание, оскорбление товарища, пропуск лекции, поощрения за досрочно выполненное задание, помощь товарищу и т.п., но преподаватель вправе сам назначать свои стандартные поощрения и наказания.
При поощрении игровой персонаж обучающегося получает игровой Опыт (Experience Points (XP)) и при достижении определённого количества опыта – новые игровые уровни. По достижении определённого уровня персонаж может изучить новые навыки, которые позволяют упростить процесс обучения или помочь нерадивым товарищам по команде. Так, например, целитель может вылечить тех, кто получил урон от наказания, воин может защитить товарища и принять часть урона на себя, а маг сможет восстановить доступные очки действий своим товарищам по команде. Все способности делятся на командные и на личные. И большинство из них преподаватель может настраивать на своё усмотрение. Так, например, магу можно дать способность «Невидимость», благодаря которой он сможет избежать ответа на неудобный вопрос на уроке. На способности тратятся Очки действий (Action Points (AP)) в игре они представлены в виде кристаллов.
Конечно, все эти способности, поощрения, наказания будут выглядеть по-разному на очном и дистанционном обучении.
Наказания предусматривают нанесение персонажу урона здоровью (Hit Points (HP)). Когда здоровье персонажа опускается до нуля он как бы «Погибает», но тут же воскресает и получает штрафное задание. Штрафное задание выдаётся игрой в случайном порядке. Это может быть подготовка доклада, уборка кабинета или просто «Ничего». Штрафные задания так же настраиваются преподавателем. Так же если один из игроков команды «Погибает» урон получает вся команда.
В качестве поощрений в игре предусмотрена выдача Золота (Gold Pieces (GP)). Однако, свободно выдавать золото можно только в Премиум версии игры. Тем не менее обучающиеся могут получать золото за повышение уровня, помощь команде и от родителей. Золото можно потратить на изменение внешнего вида персонажа и покупку питомцев.
В течение двух недель каждый день определённый преподаватель создавал свой квест, который обучающиеся активно проходили.
«Квесты» это основной инструмент в игре. Это цепочка из нескольких заданий, за выполнение которых игроки получают игровой опыт. Каждое задание делится на две фазы – История и само задание. Истории предусматривают написание какого-то сюжета, чтобы завлечь игроков. Так, например, на предметной декаде мы использовали историю о потерянных знаниях и тёмном маге, который их украл. Задания могут идти линейно друг за другом либо предоставлять пути прохождения. Каждое задание предусматривает несколько типов:
- Просто задание, написанное в стандартном редакторе платформы. В нём предусмотрено написание LaTeX формул, что очень полезно преподавателям математики, физики и химии. Данное задание может быть либо просто в виде лекции, либо предусматривать обратную связь с прикреплением файлов.
- Задание Classroom. Здесь указывается задание из курса на платформе Гугл Класс и соответственно его выполнение влияет на прохождение квеста. Условием является то, что обучающийся должен быть подписан на этот курс.
- Тесты Google Forms. Самый удобный вариант контроля и выставления оценок. Который позволяет задать условие прохождения квеста в зависимости от оценки. Минусом является то, что с мобильного приложения тест не открывается, только через браузер.
Преподаватели использовали в основном обычные задания, часто прикрепляя к ним ссылки на полюбившиеся интерактивные сервисы.
По завершении декады обучающиеся были награждены сертификатами участников и победителей, которые тоже предлагает сама игра. Многие обучающиеся подходили и спрашивали, будем ли мы играть ещё, и я решил в новом учебном году внедрить эту игру в образовательный процесс.
С 1 сентября кроме регистрации в Google Classroom обучающиеся первого курса получили пригласительные коды и на Classcraft. Восприняли эту возможность большинство с энтузиазмом. К тому же в эту игру можно играть как с компьютера, так и с мобильного телефона, используя специальное приложение или мобильный браузер.
Еженедельно я стал создавать игровые квесты по математике и информатике, которые использовались в качестве самостоятельных работ или домашних заданий с целью актуализации и закрепления знаний. Также каждый обучающийся получил возможность после практики приходить на очное сражение с игровым Боссом, в ходе которого проводился специальный тест по текущей теме и либо побеждал босса, получив игровую награду, либо проигрывал и получал штрафное задание.
Еженедельно я составляю таблицу лидеров, чтобы вдохновить обучающихся к новым подвигам. Во время праздников я создаю специальные праздничные квесты, которые доступны около недели, таким образом, самые активные игроки могут получить бонусный опыт. Такие квесты помогают осуществить некоторые воспитательные задачи. Основные задания на платформе Google Class тоже влияют на игровой процесс. Я начисляю бонусы и штрафы за выполненные и не выполненные задания.
Учитывая, что в этом году первокурсники сразу попали на очно-заочное обучение, то они достаточно редко видятся друг с другом, а Classcraft это командная игра и игрокам приходится общаться больше, ведь поражение одного игрока потянет за собой всю команду вниз.
Игра Classcraft прекрасно подходит для дополнения учебного процесса как очного, так и дистанционного в качестве альтернативной системы оценивания, мотивации обучающихся через игру, развития командного духа и духа соперничества. «Превратите обучение в приключение» — девиз этой игры. А именно приключений на уроках обучающимся часто очень не хватает. Однако я заметил, что лучше всего данная система подходит в группах, где обучаются мальчики. Они постоянно проверяют у кого больше опыта и стараются выполнить ещё больше заданий, чтобы получить бонусы.
На данный момент планируется апробация этой системы на очных занятиях. Её интеграция значительно возрастет так как многие инструменты, такие как «Долина тишины», «Битва с боссом», «Случайное событие», применимы только в очном формате. В перспективе я планирую создать карту мира, чтобы игроки могли ориентироваться в заданиях. Из минусов стоит выделить частично англоязычный интерфейс, который в большинстве своём можно перевести на русский (например описание способностей) а также условную бесплатность и игровые ограничения, которые она за собой влечёт. Однако, и в бесплатной версии есть много интересных возможностей.
Ознакомиться с полной записью конференции можно ниже: